Народно-сценический танец
Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его многовековой многообразной жизни. Хореография как вид искусства аккумулирует в себе физическое и эстетическое развитие, комплексно воздействует на ребенка, формируя правильную осанку, координацию, выносливость, воспитывает эстетический вкус. Народно-сценический танец же является одним из основных предметов специального цикла хореографических дисциплин, неотъемлемой частью начального образования. Он всегда имеет ясно выраженную тему и идею – всегда содержателен. Народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. На протяжении многовековой истории своего развития народный танец всегда был тесно связан с трудовым календарным сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.) Он тесно связан и с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями (рождение, свадьба, игры и т.п.) В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям. Народный танец неотделим от народной музыки и песни, которая всегда была явлением массовым и неотъемлемым от жизни народа. Песня накладывает отпечаток на характер и стиль танца, определяя особенности манеры исполнения, наполняя танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой. Развитие народного танца тесно связано со всей историей своего народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различными изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата (развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа), дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяет и обогащает их исполнительские возможности, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу. Важнейшей задачей всего курса обучения является воспитание эмоциональной выразительности исполнения, умения точно передать национальный стиль и манеру народного танца. В процессе его изучения дети знакомятся с различными танцевальными культурами, с бытом и историей народов В условиях школы искусств народно- сценический танец играет большую роль в создании репертуара хореографических отделений, тесно связан со всем циклом танцевальных дисциплин и, прежде всего, с классическим танцем, являющимся основой этого цикла. Систематические занятия дают возможность развить у ребенка восприятие национального своеобразия танцев, манеры и характера исполнения. Данная программа по предмету “народно-сценический танец” определяет объем и последовательность материала в процессе обучения. Учебный материал сгруппирован по степени возрастающей сложности. Занятия по народно-сценическому танцу состоят из экзерсиса у станка и на середине зале с учётом возраста ребенка, его способностью длительное время концентрировать внимание и владения телом. Преподавателю важно учитывать равновесие между дисциплиной на уроке и раскрепощенностью детей, добиваясь точности исполнения танцевальных pas и свободой выразительности. Перед знакомством с каждой народностью педагог делает небольшой экскурс в историю данного народа, рассказывая об его обычаях, характере, тематике танцев, хореографической лексике и костюме. Занятия по народно-сценическому танцу, как и другие специальные хореографические дисциплины, призваны воспитать основы общей культуры подрастающего поколения. В процессе занятий у детей формируются не только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры: корректное поведение, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества связаны с творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития творческой жизни детей. Основы обучения народно-сценическому танцу заложены в самой специфике профессионального хореографического искусства России. Народно-сценический танец и методика его преподавания — система знаний, исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов системы классического хореографического искусства — является дисциплиной педагогической. Особенности предмета «народно-сценический танец» — в организации и методическом осмыслении самых разнообразных элементов народных танцев и в их использовании в формировании исполнителя при обучении. Предмет этот раскрывает широкие возможности и для освоения техники, и для эмоционального развития актерских данных и широко образовывает, знакомя с национальной пластической и музыкальной культурой народов мира.
ОМР
Томилова Ирина Сергеевна
Директор МБОУ ДОД «Видяевская детская музыкальная школа»
Алай Елена
Мама Макарской Екатерины, ученицы 7К класса хорового отделения
Начну с того, что когда-то в детстве родители также отдали меня в музыкальную школу (очень хотелось мне научиться играть на фортепиано). Но к большому сожалению, это желание у меня пропало в течение первого года обучения. Поэтому своего ребенка я долго не решалась записать в музыкальную школу, несмотря на её большое желание заниматься музыкой.
Дочь занималась с репетитором, пока преподаватель всё-таки не посоветовала пойти ей в музыкальную школу.
Дочь прошла вступительные испытания и поступила в Санкт-Петербургскую детскую школу искусств им.Г.В.Свиридова на хоровое отделение.
И вот началась жизнь, в которую она окунулась с головой. На занятия она всегда идет с огромной радостью. Никогда, на протяжении уже 7 лет обучения, не ходила неподготовленной, потому что обожает все предметы, любит своих преподавателей и не хочет их подвести. Педагоги, которые всё это время были у ребенка заслуживают только самой высочайшей оценки, они бесподобны. Это Ефлеева Татьяна Борисовна, Куликова Наталья Олеговна, Рыбакова Екатерина Владимировна, Хачикян Елена Ашотовна, Виноградова Ольга Александровна. Время на занятиях в школе для детей пролетает незаметно. Дети получают в школе не только музыкальное образование, но и эстетическое, культурное и духовное. Столько доброты и тепла получают дети - этого не дает ни одна школа. Даже во время экзаменов, когда дети волнуются и переживают, педагоги находят слова поддержки, для того чтобы снизить напряжение учеников. Учащиеся нашей школы, радуют педагогов своими победами на разных городских, международных и других конкурсах.
Атмосфера в школе очень благоприятная, войдя в здание школы понимаешь, что попал в мир красоты и искусства.
Во всем этом огромная заслуга директора школы Веледеевой Наталии Михайловны. Она сумела подобрать коллектив педагогов, которые помогают детям не просто приобрести дополнительное образование, а полюбить музыку, хореографию, живопись, окунуться и понять мир искусства. Наталья Михайловна очень грамотный руководитель и просто хороший человек.
Не хватит слов, чтобы выразить в полной мере благодарность всему педагогическому коллективу и Наталии Михайловне за их вклад в воспитании детей. Спасибо Вам огромное!!!
Олещенко Наталья Анатольевна
Заместитель директора МБОУ ДОД «Видяевская детская музыкальная школа»
Деревянных Людмила Валерьевна
Директор МАУ ДО «Детская Школа Искусств №16», г. Красноярск
Михаил и Людмила Асосковы
Родители Асоскова Ивана, ученика отделения ОМР, гитара